Урок кейс по литературе. Использование кейс-метода на уроках русского языка и литературы

Метод кейса в обучении русскому языку и литературе
Аннотация. В статье рассматриваются применение кейс-метода на уроках русского языка и литературы, его взаимосвязь с другими современными методами обучения. Автор предлагает несколько вариантов использования кейсов на уроках. Статья главным образом ориентирована на педагогов школ.
Summary. In article application a case method at Russian and literature lessons, its interrelation with other modern methods of training is considered. The author offers some options of use of cases at lessons. Article is mainly focused on teachers of schools.

В науке известно множество трактовок понятия кейса в педагогике, но в нашей работе мы будем придерживаться утверждения, что case-study – метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация), метод активного проблемно-ситуационного анализа , основанный на обучении путем решения конкретных задач. Данный метод в настоящее время является одним из самых эффективных способов обучения не только в профильных и общеобразовательных классах, но и в дистанционном обучении.

Особенность этого метода заключается в том, что учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор (кейс) и пересылаются учащемуся для самостоятельного изучения или выдаются в начале урока, затем на уроке дети предлагают свои решения основных вопросов кейса, учитель корректирует выводы. Кейс может быть создан самими детьми или создаваться в процессе урока. Задания могут не иметь точного решения, тогда выявляется проблема, и учащиеся ищут пути ее решения, опираясь на объективную точку зрения лингвистов, писателей, поэтов. Во время занятия педагог выступает в роли проводника идей. В этом случае педагог может использовать групповые формы работы и индивидуальные консультации в сети Интернет, ресурсы библиотеки и компьютерного класса.

По своей сути метод кейса близок к таким методам, как игра, проект, дискуссия [ 3, c .12]. Поэтому кейсы могут быть дополнены следующими элементами из перечисленных методов обучения: игры на развитие речи (Слово-сказка, Эпитеты по алфавиту, Рисуночное письмо), игры-оптимизаторы (Нарисуй свою мечту, Пожелание дня, Хочу быть волшебником, Апельсиновое настроение), проекты «История моей фамилии», «Почему мы ошибаемся в написании слов», «Наш язык похож на языки других народов мира», дискуссия «Согласен ли я со словами К. Паустовского о русском языке?».

Мы хотели бы представить несколько кейсов, которые были включены в уроки русского языка и литературы в 5 классе.
Кейс 1 «Детский писатель: кто он?»:
Это кто накрыт в кровати

Одеялами на вате?

Кто лежит на 3-х подушках

Перед столиком с едой?

Самолет – один из видов транспорта, упоминаемый в стихотворении
«От кареты до ракеты»

Мы едем, едем, едем

В далёкие края.

Хорошие соседи,

Счастливые друзья.

Нам весело живётся,

Мы песенку поём,

А в песенке поётся

О том, как мы живём.

Чтобы стать героем,

Нужно быть отважным,

Честным в деле каждом,

Скромным в слове каждом.

Слабому - опорой

В поединке смелым,

Преданным народу.

Мыслями и делом.

За участие в Великой Отечественной войне, где был военным корреспондентом, награждён орденами “Красной звезды”, “Боевого красного знамени” и медалями.

Несмотря на многообразие творческих интересов, сам писатель главным делом своей жизни считал поэзию для детей.

Вопрос1: Что вы знаете о биографии этого писателя?

Задание 1: Найдите в тексте стихотворения характеристику Дяди Стёпы.

Вопрос 2: В одном переулке

Стояли дома

В одном из домов

Жил упрямый…?

Задание 2: В чем особенность щенка Трезора из стихотворения «Мой щенок Трезор»?

Кейс 2 «Почему это наука русского языка важна для нас?».
НАЙДИТЕ ОШИБКИ
ДОПОЛНИТЕ
[ йазык ] – язык
Звук может быть согласным, гласным…
Одна буква я дает всегда два звука й,а
Звонкий звук оглушается…
[ йож ] – ёж
Й – согласный звук…
[ мойа ] – моя
Звук О в безударной позиции…
Транскрипция слова всегда отлична от написания этого слова.
. – это наука русского языка, изучающая звуки

Кейс 3 «Моя сказка».

Найти определения к терминам в учебнике: зачин, повтор, олицетворение, сравнение, сказка, фольклор.

Миф и сказка: похожие жанры?

Текст Е. Клюева является сказкой, почему?

Записать слово ЦВЕТОК, на каждую букву слова придумать волшебных персонажей, затем написать сказку с участием этих героев.

Кейс 4 «Какая сказка?».

Учащиеся ищут слова-подсказки, которые находятся в кабинете литературы: они могут быть на мебели, доске, подоконнике.

Затем все слова собираются в единое место, например, на доске.

Слова: жили-были, три, стрела, лягушка, царевна, желания, волшебство.

Дети угадывают сказку и затем пишут мини-сочинение «Почему сказка о Царевне-лягушке является волшебной?».

О чем говорится в отрывках из стихотворений:

Ф.И.Тютчев

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, –
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать...

Иван Бунин

Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный - речь.

Как называются данные стихотворения? Когда отмечается День родного языка? Нужен ли данный праздник в нашей стране?

Проанализировав методику использования case-study в работе с учащимися, мы выделили следующие требования к кейсу в условиях подготовки будущих выпускников школы, коммуникабельных, мобильных и уверенных в себе:

    случай из жизни подростка;

    проблема, требующая решения;

    возможность нескольких путей решений данной проблемы;

    иллюстрация типичных ситуаций;

    развитие критического мышления.

Обучение с помощью метода кейса помогает школьникам приобрести разнообразные навыки:

    сбора информации (общение с разными возрастными категориями);

    критического мышления;

    межличностного общения: выслушивание и понимание других людей;

    коллективной работы в группе;

    творческой работы.

На наш взгляд, подобные занятия с детьми и подростками имеют большое воспитательное значение и помогают созданию условий для принятия учениками многообразия действительности, формированию системного видения, развитию устной речи и умению критически мыслить, формулировать, излагать и аргументировать собственную точку зрения.

Литература

    Андреев, А.А., Солдаткин, В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация/ А.А. Андреев, В.И. Солдаткин. – М.: МЭСИ, 1999. – 381 с.

    Андюсев, Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей // Директор школы. – №4. – 2010. – с. 61 – 69.

    Балясникова, Т.А. Применение Кейс-технологии при подготовке учащихся к ЕГЭ (часть С) / Т.А. Балясникова. – М.: Планета, 2011. – 275 с.

МБОУ «Комсомольская СОШ №2»

Комсомольского района ЧР

Использование кейс-метода на уроках

русского языка и литературы

литературы МБОУ «Комсомольская

СОШ №2» Комсомольского района ЧР

Индюкова С.Н.

с. Комсомольское -2015

Содержание.

1. Введение.

2. Кейс-метод как форма обучения.

3. Классификация кейс - методов.

4. Примеры кейсов на уроках русского языка и литературы.

5. Пример урока с использованием кейс – метода.

6. Заключение.

7. Список использованной литературы.

Введение.
Чтобы повысить интерес к русскому языку и литературе, активизировать детей на уроке я использую на своих уроках кейс- метод . Кейс-метод как форма обучения – это не изобретение нашего времени, он возник еще в начале прошлого века на базе школы бизнеса Гарвардского университета.

Цели кейс–метода:

    активизация познавательной деятельности обучающихся, что повышает эффективность обучения;

    повышение мотивации к учебному процессу;

    отработка умений работы с информацией, в том числе умения затребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения ситуации;

    умение делать правильный вывод на основе группового анализа ситуации;

    приобретение навыков четкого и точного изложения собственной точки зрения в устной и письменной форме, убедительно отстаивать и защищать свою точку зрения;

    выработке навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществлении самоанализа, самоконтроля и самооценки.

Суть метода состоит в том, что обучающиеся получают пакет (кейс) заданий, не имеющих точного решения. Соответственно от обучающегося требуется или определить проблему и пути ее решения, или выработать варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.

В России кейс - технологии называют еще методом анализа конкретных ситуаций, ситуационными задачами. В последние годы кейс - технологии нашли широкое применение в медицине, юриспруденции, экономике, политологии, в школах бизнеса. Данный метод в настоящее время является одним из самых эффективных способов обучения.

Кейс-метод как форма обучения.

Итак, как уже упоминалось, особенность этого метода заключается в том, что учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор (кейс) и пересылаются учащемуся для самостоятельного изучения или выдаются в начале урока, затем на уроке дети предлагают свои решения основных вопросов кейса, учитель корректирует выводы. Кейс может быть создан самими детьми или создаваться в процессе урока. Задания могут не иметь точного решения, тогда выявляется проблема, и учащиеся ищут пути ее решения, опираясь на объективную точку зрения лингвистов, писателей, поэтов. Во время занятия педагог выступает в роли проводника идей. В этом случае педагог может использовать групповые формы работы и индивидуальные консультации в сети Интернет, ресурсы библиотеки и компьютерного класса.

Кейс – метод совмещает в себе такие методы как метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое. При решении общей проблемы на уроках литературы полезной оказывается совместная деятельность, которая позволяет всем обучающимся полностью осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное – научиться работать совместно и самостоятельно. Процесс обучения с использованием кейс–метода позволяет формировать метапредметные компетенции обучающихся, индивидуализировать учебный процесс. Использование кейс–метода позволяет вызвать потребность в знаниях, познавательный интерес к изучаемому материалу, обеспечивает возможность применения методов научного исследования, развивает познавательную самостоятельность и мыслительные творческие способности, развивает эмоционально – волевые качества и формирует познавательную мотивацию. Кейс - технологии – один из механизмов, позволяющих максимально задействовать коммуникативные и творческие способности учеников. Они могут быть успешно построены как на материале художественной, так и публицистической литературы. В целом же художественные произведения русской литературы полностью подходят для изучения их с помощью кейс - технологий, так как их идейным содержанием является не внешняя составляющая, а глубокий внутренний мир героев, их искания, морально-этическая подоплека поступков. Все это – сфера жизни человека, не поддающаяся однозначной оценке, то есть подразумевается различная трактовка одного и того же характера или поступка, есть противоречия, проблемность. Это и дает базу для создания кейса.
Структура и содержание кейса:

    предъявление темы урока, проблемы, вопросы, задания;

    подробное описание спорных ситуаций;

    сопутствующие факты, положения, варианты, альтернативы;

    учебно-методическое обеспечение: наглядный, раздаточный или другой иллюстративный материал; литература основная и дополнительная;

    режим работы с кейсом;

    критерии оценки работы по этапам.

Классификация кейс - методов.

Кейс - методы можно классифицировать в зависимости от того, какой именно творческой работы они требуют. В частности, выделяются методы инцидента, разбора деловой корреспонденции и ситуационного анализа.

Самым распространенным на сегодняшний день является метод ситуационного анализа, позволяющий глубоко и детально исследовать проблему. Обучающемуся предлагается текст с подробным описанием возникшей ситуации и ставится задача, требующая решения. Могут быть также предложены для анализа уже реализованные модели. В этом случае главная задача - определить путем анализа их целесообразность. Естественно, при использовании каждого из перечисленных методов обучающиеся получают также пакет вопросов, на которые им необходимо найти ответы для понимания сути проблемы. Кроме того, кейс-технологии предполагают как индивидуальную работу над пакетом заданий, так и коллективную, что развивает умение воспринимать мнение других людей и умение работать в команде. Содержание кейсов может быть самым разнообразным: художественные произведения, кинофильмы, кейсы могут затрагивать собственный жизненный опыт обучающихся и многое другое.

Таким образом, акцент переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием. Обучающиеся получают возможность соотносить теорию с реальной жизнью, проводить глубокий сопоставительный анализ произведений и явлений жизни, в которой будущим выпускникам школ пригодится умение делать выводы, отстаивать свою позицию.

По типу и направленности кейсы можно подразделить на тренировочные, обучающие, аналитические, исследовательские, систематизирующие и прогностические.

Наблюдение за решением каждого кейса дает преподавателю возможность увидеть, способен ли человек мыслить нестандартно, креативно. Если работа ведется в группе, то способен ли обучающийся подхватить чужую мысль и развить ее.
Различаются кейсы также и по объему. Полные кейсы (в среднем 20-25 страниц) предназначены для работы в группе в течение нескольких дней. Сжатые кейсы (3-5 страниц) – для разбора непосредственно на занятии и подразумевают общую дискуссию. Мини-кейсы (1-2 страницы), как и сжатые кейсы, предназначены для разбора в классе и зачастую используются в качестве иллюстрации к тому, о чем говорится на занятии.

Решение кейсов одинаково эффективно в групповой работе, в работе в парах, в индивидуальной работе. Результат решения кейсов может быть представлен в виде презентации, защиты проекта, сочинения-миниатюры, устного выступления и так далее. При умелом использовании такого рода деятельности на уроках происходит самопроизвольный переход обучающихся от внешней мотивации обучения к внутренней регуляции самообучения. Таким образом, появляется возможность максимально индивидуализировать процесс обучения. Задания не должны носить примитивный характер и причисляться к кейс - методам по формальным признакам. Каждый кейс – это серьезная методическая разработка, которая должна учитывать возрастные особенности и творческие способности обучающихся.
Управляемость процесса обучения состоит в том, что право подбора информации (при допустимости участия обучающихся на стадии подготовки кейса) принадлежит учителю. Он может прогнозировать ход обсуждения, а также варианты предлагаемых решений. оригинальные нестандартные решения. Кейс - технологии сегодня противопоставляются таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста и т.п. Кейсы отличаются от обычных образовательных задач. Данный метод способствует развитию умений учеников самостоятельно принимать решения; кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к ним.

Не следует считать кейсы универсальным методом. Для школьной программы подобного рода методы – лишь дополнение к базовым знаниям, которые приобретаются традиционным путем. Никакая аналитическая работа не может быть интуитивной, никакие серьезные выводы не сделать, если нет глубоких знаний предмета.

Примеры кейсов на уроках русского языка и литературы.

Примеры кейсов на уроках русского языка.
Причастие – форма глагола или самостоятельная часть речи?

Ситуация: общение в социальной сети.

Погружение в ситуацию:
- Считаете ли вы важной затронутую проблему?
- Что зависит от решения этой проблемы, от той или иной точки зрения?

Задания:

Сформулировать проблему письменно;

Подобрать аргументы в пользу избранной точки зрения, исходя из характеристики причастия;

Подготовить контраргументы противоположной точке зрения;

Перспективное домашнее задание:

отыскать единомышленников среди ученых-лингвистов.

Примеры кейсов на уроке литературы:
Ситуация: Как вы относитесь к высказыванию А.С.Грибоедова о том, что в его комедии «Горе от ума» «25 глупцов на одного здравомыслящего человека»?

Погружение в ситуацию:

Какое значение вкладывает автор в понятия «здравомыслящий», «глупец»?

Задания:

    Сформулируйте проблему, которую обозначил Грибоедов.

    Уточните значение понятий, употребленных в теме.

    Отберите материал по проблеме:

а) в тексте комедии;

б) в критике;

в) в воспоминаниях современников;

г) сформулируйте свою точку зрения по теме, аргументируйте её, используя собранный материал.

Пример урока с использованием кейс – метода.

Чтобы помочь ребёнку стать компетентным, надо использовать активные методы обучения, например, метод проектов, метод проблемного изложения, игры, которые являются частью кейс-технологий. Всё это присутствует в моей педагогической практике. Метод проблемного изложения я использую на уроках русского языка и литературы. Информация добывается учениками в ходе самостоятельного решения теоретических и практических ситуаций или с помощью учителя. Школьники преодолевают определённую трудность, а их активность и самостоятельность достигает высокого уровня, что способствует развитию положительной мотивации учения. Полученная подобным образом информация усваивается прочнее и запоминается на более длительные сроки, результаты обучения улучшаются, учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности. Особенности такого урока: создание проблемной ситуации, формулирование проблемы, её решение в группе или индивидуально, проверка полученных решений, а также систематизация, закрепление и применение вновь приобретённых знаний в теоретической и практической деятельности.

Результат решения кейс-заданий может быть представлен в виде отзыва, презентации, защиты проекта, критической справки, описательной работы, эссе.

Предлагаю урок по литературе в 5 классе по теме « Стихотворение

К. Бальмонта « Снежинка» с использованием кейс - технологии (работа в группах).

Цели урока:

    научить работать над словом, интерпретировать поэтический текст с точки зрения содержания, образных средств, формы;

Задачи урока:

Образовательные:

    обеспечить в ходе урока повторение и закрепление литературоведческих понятий: строфа, виды рифмовки, эпитеты, олицетворения, сравнения;

    сформировать умение работать по кейс технологии

Воспитательные:

    воспитание любви к родной речи;

    формировать нравственные качества личности, культуру.

Развивающие:

    развивать эмоции, создавая на уроках эмоциональные ситуации радости, удивления, занимательности, используя яркие иллюстрации;

    развитие интеллекта, духовности, эстетического видения действительности.

Форма урока: Урок открытых мыслей с применением кейс - технологии

Методы обучения: работа с кейсом, беседа, создание проблемной ситуации

Методическое оснащение урока:

    кейс

    презентация урока;

    раздаточный материал: карточки с текстом стихотворения Бальмонта “Снежинка”, анкета «Откровенно говоря».

Ход урока (фрагмент)

Вступительная беседа.

Зима. В представлении каждого человека зима – это искрящийся снег, переливание снежинок, приятный скрип снега под ногами и горы, горы пушистых сугробов. Издревле люди любовались этой красотой. Композиторы перекладывали звуки зимы на ноты. А поэты посвящали ей свои стихи. Одним из таких поэтов был К.Д. Бальмонт.

Сегодня мы познакомимся с его стихотворением «Снежинка». Изучить подробно это стихотворение нам поможет вот такой кейс, в котором содержится определённая информация. Сейчас каждая группа получит по файлу для дальнейшей работы. (раздаются кейсы)

Найдите файл со стихотворением К.Д. Бальмонта «Снежинка». Попробуем раскрыть образ снежинки на примере этого стихотворения.

Чтение учителем под музыку П.И. Чайковского “Времена года. У камелька”.

Снежинка.

Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!

Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную -
На землю просится.

Лазурь чудесную
Она покинула,
Себя в безвестную
Страну низринула.

В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.

Под ветром веющим
Дрожит, взметается.
На нем, лелеющем,
Светло качается

Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.

Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная

Лежит пушистая
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!

Вы прослушали стихотворение Константина Бальмонта. Давайте поработаем над ним. 1 группа изучает биографию поэта. 2 группа работает над осмыслением содержания стихотворения. 3 группа работает над изобразительно-выразительными средствами языка. 4 группа выполняет творческое задание. В файлах есть вопросы, которые помогут вам справиться с полученным заданием. На выполнение задания даётся не более 5 минут. (работа в группах)

Ребята, время вышло. Слово предоставляется группе, которая нам расскажет об авторе этого стихотворения. (выступление 1 группы)

Константин Дмитриевич Бальмонт родился 15 июня 1867 года в деревне Гумнище Владимирской губернии. Мать Бальмонта, "высокообразованная, умная и редкостная женщина", ввела поэта в мир музыки, словесности, истории, языкознания. В пять лет Костя уже научился читать самостоятельно, подсматривая за старшим братом, которого учила мать. Отец был необыкновенно тихим, добрым, молчаливым человеком, любил природу и охоту. Гуляя с ним, маленький Костя еще в детстве глубоко проник в красоту лесов, полей, болот, лесных речек. Это радостное ощущение детства и родных мест "среди цветов и песнопений" отражено в поэзии Бальмонта.
Александр Блок назвал Бальмонта "поэтом с утренней душой". Когда слушаешь Бальмонта – всегда слушаешь весну. Никто не опутывает души таким светлым туманом, как Бальмонт. Его стихи очень певучи и музыкальны

Спасибо за интересный рассказ. А теперь послушаем вторую группу ребят. Они работали над тем, о чём же это стихотворение, какое содержание вложил поэт?

С каким настроением написано стихотворение? (настроение спокойствия, размышления, умиротворения)

- Куда стремится снежинка? (Не ввысь лазурную, на землю просится ).

Какие слова на это указывают? (« Скользит, умелая, звезда кристальная. Какая чистая! Какая смелая!)

Спасибо за сообщение. Садитесь. 3 группа работала над вопросом изобразительно-выразительногых средств.

Найдите эпитеты, которые помогают представить снежинку. (Светло-пушистая, белая, чистая, смелая. Умелая, сохранно белая, пушистая)

О ком можно сказать “смелый”?

Что у человека может быть белым, чистым?

Какая появилась часть речи? (Глаголы)

Как вы понимаете глагол “просится”? (Она стремится по собственной воле )

Подберите синоним к слову “дорога” (Путь: жизненный путь, жизненная дорога )

Какой эпитет относится к “дороге”? (Бурная дорога. “Бурная” – лучше сочетается со словом жизнь. Бурная жизнь – сложный, жизненный путь, проходящий ярко, насыщенно, в борьбе и стремлениях).

Откуда и куда проносится? (Из выси лазурной (в прямом значении – голубое небо, в переносном – прекрасное, тихое, безмятежное) в безвестную страну-землю, что подтверждает смелость снежинки. Она не боится “бурной дороги”, стремительности движения.)

Что покинула? ( Лазурь, т.е. небо – родной дом )

Куда низринула? (В безвестную страну, т.е. на землю )

Покинула и низринула – волевой характер движения.

А человек сознательно стремится в неизвестное будущее.

Найдите эпитеты.

В чем ее умение? (Умение сохранить белизну и чистоту, когда другие тают ).

Человек сохраняет чистоту души.

Какой персонаж появился? (Ветер).

Как ведет себя ветер по отношению к снежинке? (Дрожит, взметает, лелеет, что показывает непостоянство ветра)

Ветер для человека – это превратности судьбы, резкие повороты, изменения.

Какова тема? ( Конец пути ).

Как называет снежинку поэт? (Звезда кристальная )

Чем отличается снежинка от звезды? (“Звезда” ассоциируется с “ небом”, имеет четкие очертания, символ чистого, высокого)

8 строфа.

Сравним с 1-ой строфой. (Возвращает к началу, но не является повторением).

С какой целью поэт поменял местами слова “смелая” и “белая”? (Чтобы показать, что смелая снежинка, пройдя все препятствия, осталась чистой, белой).

- Спасибо большое. А теперь посмотрим, что получилось у 4 группы ребят. Творческая работа «Образ снежинки в стихотворении К. Бальмонта».

Молодцы. Какова же тема стихотворения? (Тема жизненного пути). Снежинка, пройдя все препятствия, осталась чистой, белой. Также и человек, преодолевая трудности жизни, должен оставаться добрым, сохранив чистоту души.

А закончим мы наш урок изготовлением вот такой снежинки.

Заключение.

Кейс - технологии, с одной стороны, противопоставлены таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста, а с другой – совмещают в себе такие методы, как игровое проектирование, ролевая игра, ситуативный анализ, разбора деловой корреспонденции. Будучи интерактивным методом обучения, кейс-метод позволяет повысить интерес учащихся к предмету и сформировать ключевые образовательные компетенции.

Практически любой преподаватель, который пожелает внедрять кейс - технологии, имея на руках руководство и набор ситуаций, сможет это сделать вполне профессионально. Однако следует отметить, что выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения не должен стать самоцелью преподавателя в образовательном процессе. Ведь каждая из названных технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учетом учебных целей и задач, особенностей группы обучаемых, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента многих других факторов, обусловливающих возможности внедрения кейс - технологий, их подготовки и проведения.

Наибольшего эффекта в образовательной деятельности можно достичь при системном подходе к выбору традиционных и инновационных технологий обучения, при их разумном сочетании, дополнении друг друга.

Список литературы .

    Рейнгольд, Л.В. За пределами CASE - технологий / Л.В.Рейнгольд //Компьютерра.- , 2000. - №13-15.

    Смолянинова, О.Г. Информационные технологии и методика Сase Study в профессиональном обучении студентов педагогического вуза: Труды II Всероссийской научно-методической конференции "Образование XXI века: инновационные технологии диагностика и управление в целях информатизации и гуманизации", Красноярск, май 2000 г. / О.Г.Смолянинова. - Красноярск, 2000.

    Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2000.

    Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода / под ред.Ю.П. Сурмина – Киев: Центр инноваций и развития, 2002.

    Дзатцеева Т.С. Кейс-технологии и их применение в современной школе на уроках литературы http://festival.1september.ru/articles/605044/

    Завгородняя Е.Г. Кейс-метод на уроках литературы как средство формирования метапредметных компетенций http://festival.1september.ru/articles/623682/

Как использовать на уроке элементы кейс-технологий? Обратимся к античной философии.

«Объясню, как смогу, но не буду говорить ничего окончательного и определенного, а укажу только правдоподобные предположения», – говорил Цицерон.

Эта цитата объясняет принцип действия элементов кейс-технологии на уроке.

Кейс (от англ. case – случай) – это описание некоторой ситуации, события, которое несет в себе проблему и предполагает возможные варианты её решения.

Использование кейсов сводится не столько к приобретению конкретных знаний, сколько к развитию способностей, умений и навыков, среди которых особое внимание уделяется умению перерабатывать и анализировать большие массивы информации.

Кейс-вопрос, кейс-задание, кейс-ситуация не предполагают однозначного ответа, ответов может быть несколько, но все они будут по-своему правильными. Учащиеся должны проанализировать, обсудить, рассмотреть все варианты ответов.

Примеры кейс-заданий

Кейс-вопрос: С каким литературным персонажем можно сравнить героя поэмы «Мцыри»?

Кейс-задание: Является ли Лермонтов прообразом своего героя?

Кейс-ситуация: Представьте себя на месте главного героя. Нужно ли было убегать из монастыря из-за трех дней пребывания вне его стен?

На каждое задание нет и не может быть однозначного ответа.

Таким образом, кейс-технологии предлагают возможные варианты решений с вероятностным прогнозом их последствий.

Урок литературы для 8 класса с элементами кейс-технологий

М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»

Цели урока:

Деятельностная: расширять творческое воображение учащихся, образное мышление, поэтическое видение мира; пополнять активный словарь школьников; совершенствовать навыки выразительного чтения; обогащать внутренний мир обучающихся, воспитывать любовь к литературе.

Оборудование урока: текст поэмы, электронная презентация «Тропы поэтической речи», фотографии природы Кавказа (у каждой группы на столах), аудиоверсия прочтения поэмы «Мцыри» в исполнении М. Павленко.

Формулирование темы и цели урока учащимися.

(Формируются регулятивные УУД: целеполагание, прогнозирование, учебное сотрудничество).

Выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы подготовленным учеником.

Краткое сообщение учеников

1) Об истории создания поэмы «Мцыри».

2) Об отношениях М.Ю. Лермонтова к Кавказу, жителям гор.

(Формируются познавательные УУД – самостоятельное формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно строить речевое высказывание)

Слово учителя:

– Жизнь Лермонтова круто переменилась в феврале 1837 года. За стихотворение «Смерть поэта», посвящённое А.С.Пушкину, он был арестован. Дело о «непозволительных» стихах завершилось ссылкой – поэта отправили на Кавказ в действующую армию. Кавказ стал для М.Ю. Лермонтова не просто любимым местом уединения, он стал для него основой целого периода творчества.

Работа в группах.

На этом этапе урока формируются личностные УУД, которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию и ориентацию в межличностных отношениях; познавательные УУД – поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно строить речевое высказывание, строить логическую цепь рассуждений и доказательств; коммуникативные УУД, обеспечивающие сотрудничество в поиске и сборе информации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами русского языка.

Задания для I группы.

  • К какому литературному направлению относится произведение М.Ю. Лермонтова «Мцыри»? Аргументируйте свой ответ.
  • Определите тему произведения. Докажите.
  • Какие образы предстают перед нами? Назовите их.
  • Какие понятия смешал поэт? Почему? Как эти понятия соотносятся в русском и английском языках?
  • Кейс-вопросы: какова идея произведения? Что автор выразил своим произведением? Кто из героев детской литературы может считаться близким по духу герою произведения «Мцыри»?

Звучит отрывок из поэмы «Мцыри».

Примерный ответ группы:

Это романтическая поэма. Герой-одиночка, который в финале произведения переходит в тот идеальный мир, к которому стремился. Герой стремится в единении с природой найти исцеление от своих мук. Природа параллельна чувствам человека.

Близко оно к другим произведениям Лермонтова: «Демон», «Маскарад» (изучались на уроке внеклассного чтения). Основными понятиями произведения являются понятия «СОБОДА» и «ВОЛЯ». Поэт разграничивает их. Свобода – понятие относительное (монастырь-символ неволи, но несвободы). Понятие «воля» – безгранично.

Из «Философского словаря», 2003 г.:

С философской точки зрения свобода – это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и желаниями. В русском языке термин «свобода» употребляется прежде всего в значении «свобода от», т. е. отсутствие внешнего принуждения, гнета и ограничений. Понятие «воля» имеет более широкое значение (оформилось примерно в XV – XVI в.). С одной стороны, «воля» отнюдь не означала автономии личности, а напротив, заменяла ее авторитетом группы, что является в определенном смысле несвободой. А с другой стороны, в воле есть и свое желание и повеление природы, степи, дали, что характерно для русского восприятия мира. Понятие свободы закрепилось в христианстве как выражение идеи равенства людей перед Богом и возможности для человека свободного выбора на пути к Богу. Однако реализация этой идеи оказалась в противоречии с идеалами равенства и справедливости.

Возможно, эта разница и определяет идеи произведения «Когда волнуется желтеющая нива» – это не просто описание природы, а философское размышление, поиск внутренней гармонии.

Примерный кейс-ответ:

1. Идея стихотворения в том, что каждый выбирает свой путь. Но и Лермонтов, и Мцыри обречены на жизнь среди чуждых ему людей в том обществе, где царят ложь, фальшь и скука. С этим миром поэт был связан и рождением, и воспитанием, но задыхался в атмосфере интриг и сплетен. Особенно сильно ощущается одиночество в толпе. Живой, мыслящий, страдающий человек страшно одинок в мире "бездушных людей", "приличьем стянутых масок".

Герой «Книги джунглей»-Маугли также не может сосуществовать с миром человека. В этом мире нет гармонии, нет воли, единения с природой, естественности чувств. Горцы (а многих из них Лермонтов считал своими друзьями, но с многими же и воевал) свободны в своем желании жить. Этому способствует особая горная природа. Многие сцены посвящены только стихии природы (барс, дикая горная природа). Читатели должны обратить внимание на совершенство окружающего мира, слиться с этой красотой.

Задания для II группы.

  • В чём особенность композиции?
  • Когда в нём слышится голос лирического героя?
  • Определите строфику произведения и количество строф.
  • Попытайтесь изложить содержание каждой части стихотворения, наблюдая за мыслями и чувствами лирического героя. О чём говорится в каждой строфе?
  • Кейс-задание: должен ли человек отдать жизнь за три дня вольного счастья?

Примерный ответ группы:

В произведении трудно отделить лирического героя или автора. Лермонтов всегда пытается скрыться за «маской» своих героев. Это и является особенностью композиции, в которой явно чувствуется лишь лирическое переживание героя-автора, хотя сам автор повествует об истории, случившейся с «Мцыри» лишь в начале поэмы.

Части поэмы связаны между собой тематически и интонационно. В их расположении отражается постепенное слияние человека с природой и возврат в чуждый ему мир.

В битве с барсом гармонично сливаются мир природы и мир человеческой души. Каким же мы увидели лирического героя? Он любит жизнь во всех её проявлениях. Она даёт ему умиротворение, позволяет испытать счастье и заставляет задуматься о вечном, о красоте окружающего мира.

Примерный ответ на кейс-задание:

1. Каждый должен испытать чувство безудержного счастья-осознания абсолютной свободы.

2. Нельзя жить только страстями, свобода может стать хаосом, если она безгранична.

Задания для III группы.

  • С помощью каких художественных тропов поэту удалось создать такую красочную картину? Составьте таблицу «Тропы поэтической речи в поэме М.Лермонтова «Мцыри»
  • В чём своеобразие лексики?
  • В чём особенность синтаксических конструкций?
  • А сейчас кейс-ситуация: вспомните своё настроение, когда вы были на Кавказе. Всегда ли вы испытывали ощущение абсолютной свободы, единения с природой? Или ваше настроение менялось? Расскажите об этом.

Примерный ответ группы:

Тропы поэтической речи

Тропы поэтической речи

Примеры

Сравнения

Она, как червь, во мне жила..

Где люди вольны, как орлы...

Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок...
Я вырос в сумрачных стенах...

Я сам, как зверь, был чужд людей...
И полз и прятался, как змей...

Метафоры

В тени рассыпанный аул..

Но страх не сжал души моей...

Олицетворение

Меня могила не страшит:
Там, говорят, страданье спит...

Я видел груды тёмных скал,
Когда поток их разделял.
И думы их я угадал:
Мне было свыше то дано!

Количественное соотношение сравнений преобладает над остальными тропами.

Примерный анализ кейс-ситуации:

1. Обычно общение с природой Кавказа доставляет чувство свободы, стихию чувств. Городской человек (особенно живущий на равнине) испытывает минуты упоения естеством, чистым горным воздухом, красотой горной природы.

2. Жизнь состоит из разных полос, и если у человека есть серьёзные проблемы, депрессия, чувство одиночества, то никакая горная природа не сможет отвлечь его от них. Рассказывают разные случаи из жизни на отдыхе.

Коллективная работа.

Какое впечатление произвело на вас произведение?

Какое настроение оно вызывает?

Какие строки показались вам наиболее значительными? Почему?

Движению поэтической мысли соответствует и мелодия, интонация.

Вся 1 часть – один мелодический комплекс – повествовательная интонация.

Вся 3-19 часть – восторженно, с кульминацией в конце.

Вся 26 часть – мелодическое движение достигает вершины, и наступает её разрешение, каданс (мелодический оборот, завершающий музыкальное произведение).

Таким образом, интонация позволяет запечатлеть в звуке конкретные образы героя, образы природы. Логическое ударение способствует выделению наиболее значимых в каждой части слов. При чтении последней части звучат умиротворённые нотки, завершающиеся торжественной интонацией.

Проследить интонацию стихотворения, глубже проникнуть в его смысл поможет прослушивание прочтения поэмы «Мцыри» в исполнении М.Павленко.

Что нового открылось вам, благодаря прослушанному прочтению?

Рефлексия по методике незаконченных предложений.

(Формируются регулятивные УУД – осознанная оценка собственной деятельности и коммуникативные УУД – умение осознанно строить речевое высказывание в устной речи).

На уроке я узнал…
повторил…
учился…
понял…
задумался…

Теперь я могу…

Было трудно…

Домашнее задание: создать презентацию к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

Литература

1. Аникина С.М., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М.: ВАКО, 2010.

2. «Антология российской литературы», №4, аудиозапись.

3. Интернет-ресурс / lermontov.info›Мцыри

4. Тимофеев Л.И., Венгров Н. Литература. Краткий справочник школьника. М.: Дрофа, 1997.

5. Шагалов А.А. М.Ю. Лермонтов в школе. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1999.

6. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1/ Автор-составитель Г.С. Меркин.

7. Маугли и Мцыри: две колонизации. Часть 5. Открытый урок с Дмитрием Быковым / YouTube youtube.com

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Круглова И.В., к.п.н., методист ГМЦ ДОгМ ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru «Когда я пытаюсь учить, я ужасаюсь, что достигнутые результаты настолько незначительны, хотя иногда кажется, что обучение проходит успешно» К. Роджерс Причины внедрения новых образовательных технологий. модернизация образовательной системы предлагаются иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет; . поиски ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?»; . возникла необходимость в применении технологий обучения, ориентированных на личностно-деятельностный подход в образовании Структура педагогической технологии. . . . . Цель Средства Правила и последовательность их использования Результат Выбор технологии преподавания конкретной дисциплины осуществляется учителем на основе его личных убеждений и составляет его индивидуальный стиль педагогической деятельности. . Технология обучения должна быть направлена на эффективное достижение поставленной цели Использование кейс-метода в образовании Гарвардская школа (американская) Манчестерская школа (европейская) . обучение поиску единственно верного решения. кейсы могут быть достаточно большие по объему (20-25 страниц, 8-10 иллюстраций) . первый сборник кейсов в 1921 году. многовариативность решения искомой проблемы. кейсы небольшие по объему Глоссарий. Кейс (от англ. «сase» - случай, ситуация) - это описание конкретной реальной ситуации, предназначенной для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов её решения в соответствии с установленными критериями. . Кейсовая технология - это обучение действием. . Метод case-study, или метод конкретных ситуаций - это метод активного проблемноситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов). Идеи метода case stady (метод ситуационного обучения) . Предназначен для получения знаний по дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленные вопросы; получения множественных вариантов решений; получения не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле. . Упор в обучении переносится с овладения готовым знанием на его выработку, на сотворчество обучающихся и обучающих; ученик становится равноправен с другими учащимися и учителем в процессе обсуждения проблемы. . Результатом являются не только знания, но и компетенции, которые формируются в процессе решения кейса. Технология использования метода case stady . разрабатывается модель конкретной ситуации; . в описании должна присутствовать проблема или ряд прямых или косвенных затруднений, противоречий, скрытых задач для решения; . в процессе работы требуется дополнительный информационный поиск; . в итоге обучающиеся находят собственные решения предложенной проблемы(часто неоднозначные множественные решения) и приходят к собственным выводам. Кейс - технологии. метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения); . метод инцидента (учащийся должен сам отыскать недостающую информацию); . метод ситуационно-ролевых игр; . метод разбора деловой корреспонденции (получение кейса с подробным описанием ситуации: пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (в том числе документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы учащиеся могли выбирать нужную информацию), и вопросы, которые позволяют найти решение. . игровое проектирование; . метод дискуссии. Кейс -метод. выступает как технология формирования образа мышления, которая позволяет думать и действовать в рамках компетенций, развить творческий потенциал; . действия в кейсе либо даются в описании, либо предложены в качестве способа разрешения проблемы, в результате должна быть сформирована модель практического действия; . достаточно легко может быть соединен с другими методами обучения. Виды кейсов. Печатный кейс - содержит графики, диаграммы, иллюстрации (делает кейс более наглядным). . Мультимедиа кейс - зависит от технического оснащения школы. . Видео - кейс Типы и функция кейсов. тренировочный (тренировка навыкам деятельности в изменяющихся ситуациях - написание текстов различных жанров); . обучающий (овладение знаниями относительно динамично развивающихся объектов - теория литературы); . аналитический (выработка умений и навыков аналитической деятельности - анализ явлений и объектов); . исследовательский - выступает моделью для получения нового знания, обучение навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования, строится по принципам создания исследовательской модели; . систематизирующий (систематизация ситуационного знания - употребление суффиксов имен существительных); . прогностический (получение сведений о развитии данной системы - прогноз развития событий в литературном произведении) Схема создания кейса. Определение раздела учебной программы. . Формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над кейсом. . Определение проблемы ситуации (учебная, научная, жизненная) и создание обобщенной модели. . Поиск аналога обобщенной модели ситуации в реальной жизни, образовании или науке. . Определение источников и методов сбора информации. . Выбор техники работы с данным кейсом. . Определение желаемого результата (лист оценки). . Создание заданной модели. . Апробация в процессе обучения Уровни сложности кейсов 1уровень Есть практическая ситуация есть решение 2 уровень Есть практическая ситуация найди ее решение 3 уровень Есть практическая ситуация определи проблему и найди пути решения. Учащиеся определяют, подходит ли решение для данной ситуации, возможно ли иное решение, другой ответ. Сравните, найдите точки соприкосновения и различия. Решений может быть множество, и все варианты имеют право на существование, обсуждение Этапы урока. Подготовительный - учитель конкретизирует дидактические цели, разрабатывает соответствующую «конкретную ситуацию» и сценарий занятия. . Ознакомительный - вовлечение обучающихся в живое обсуждение реальной ситуации (важно продумать наиболее эффективную форму преподнесения материала для ознакомления). . Аналитический - анализ ситуации в группе, процесс выработки решения (процесс ограничен во времени). . Итоговый - презентация результатов аналитической работы группами, сравнение нескольких вариантов решения одной проблемы. Действия учителя в кейстехнологии. Создание кейса или использование уже имеющегося. . Распределение учащихся по группам (4 - 6 человек). . Ознакомление учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий. . Организация работы обучающихся в группах. . Организация презентации решений. . Организация общей дискуссии. . Обобщающее выступление, анализ ситуации. . Оценивание обучающихся. Работа с кейсом учитель ученик. Организует предварительное обсуждение. Делит на группы. Руководит обсуждение в группах, обеспечивает дополнительными сведениями. Оценивает работу учащихся. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы. Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы. Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие. Принимает решение или участвует в принятии решения. Составляет письменный отчет о занятии по данной теме Каким должен быть кейс. интересным, написанным простым и доходчивым языком; . отличаться проблемностью; выразительно определять «сердцевину» проблемы; . показывать как положительные примеры, так и отрицательные; . соответствовать потребностям выбранного контингента учащихся, содержать необходимое и достаточное количество информации. Примеры кейсов. 1. На картине «Московский дворик», написанной в 1878 году, Василий Дмитриевич Поленов изобразил типичный уголок старой Москвы - церковь Спаса на Песках, находившейся в одном из переулков близ старинной улицы Арбат. . . Эта церковь стоит и поныне, окруженная теперь совсем иной городской средой. Найдите это место и сфотографируйте. Как сейчас могла бы выглядеть эта картина? Опишите ее. Примеры кейсов. Представьте себе, что Вы проводите экскурсию в Третьяковской галерее, в зале, где представлены картины В.Д. Поленова. Что вы расскажите о картине «Московский дворик»? Напишите небольшой текст этого фрагмента экскурсии. . Найдите тексты лирических стихотворений, в которых лес описан в разные сезоны. Выпишите фрагменты. Сделайте вывод, какие средства художественной выразительности авторы чаще всего используют для описания природы. . Сфотографируйте экспонаты экспозиции каждого помещения музея, создайте красочный буклет-путеводитель по музею с комментариями для посетителей-экскурсантов. . Если бы вам было необходимо написать продолжение пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор», то что бы там оказалось? Напишите финальное явление вашей пьесы. Карта оценки учителем навыков работы с кейсом. . . . . . . . . . . . . Ф.И. учащегося Выделение и формулирование главной мысли (идеи) Составление планов различных видов Описание фактов, явлений, событий, деталей Работа с ключевыми понятиями, темами, проблемами Логика изложения Анализ данных Навык определения и разработки проблемы Выступление перед аудиторией Составление конспекта темы, отчета, рецензии и т.д. Владение различными способами само и взаимоконтроля Умение вести полемику, участвовать в дискуссии Умение решать проблемные учебные задачи Работа учителя с картой оценки. К (красный) - устойчивое владение навыком; . Ж (желтый) - навык в значительной степени сформирован; . З (зеленый) - навык сформирован частично; . С (синий) - навык практически не сформирован. . В течение полугодия (года) выявляются «западающие» навыки, и для их корректировки подбираются дополнительные индивидуальные задания для отдельных учащихся. Преимущества кейс - технологии. обеспечивает активизацию познавательной деятельности школьников, учит критически мыслить, решать сложные проблемы, принимать продуманные решения, общаться с людьми, развивает самостоятельность и творческие способности учащихся; . повышает интерес учащихся к предмету и формирует ключевые образовательные компетенции. любой преподаватель, который пожелает внедрять кейс - технологии, имея на руках руководство и набор ситуаций, сможет это сделать вполне профессионально.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ "КЕЙС-СТАДИ" В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

Янгутова Н.П., преподаватель кафедры ОГ и ПД ФСПО

ОАНО ВО «Волжский университет имени В.Н. Татищева»

Факультет Среднего Профессионального Образования

г. Тольятти, Россия, yangutova 79@ mail . r и

Одна из важных особенностей современного образования, это его постоянное совершенствование, всё больше внимания уделяется развитию многогранной личности, способной к самооценке, к саморазвитию, к самоанализу. В связи с этим ощущается острая потребность в таких методах обучения, которые бы способствовали развитию навыков и умений, позволяющих эффективно справляться с проблемами и трудными случаями, возникающими в реальной учебной деятельности.

Такой метод обучения получил определение «кейс-стади». В буквальном переводе с английского case study – изучение случаев, или, как ещё наиболее часто переводится в печати, ситуационный анализ.

«Родиной» данного метода, являются Соединенные Штаты Америки, а точнее, Школа бизнеса Гарвардского университета. Впервые он был применен в 1924 году во время преподавания достаточно локальной профессиональной области – управленческих дисциплин.

В российской образовательной практике только в 90-е гг. ХХ в., когда произошло стремительное обновление содержания всех дисциплин, создались благоприятные предпосылки для применения интерактивных методов обучения в целом, и кейс-метода в частности.

Case Study – это специфический метод обучения, применяемый для решения образовательных задач. Суть данного метода заключается в осмыслении, критическом анализе и решении конкретных проблем или случаев (cases). Кейс – это описание ситуации, которая имела место в той или иной практике и содержит в себе некоторую проблему, требующую разрешения. Это своего рода инструмент, посредством которого в учебную аудиторию привносится часть реальной жизни, практическая ситуация, которую предстоит обсудить, и предоставить обоснованное решение. Кейсы обычно подготовлены в письменной форме и составлены, исходя из опыта реальных людей.
Благодаря высокой концентрации ролей в кейсах, данная технология близка к игровым методам и проблемному обучению.

Метод «кейс-стади» развивает следующие навыки:

1. Аналитические навыки. К ним можно отнести: умение классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их. Мыслить ясно и логично.

2. Практические навыки. Проблема, представленная в кэйсе, способствует формированию на практике навыков использования полученной информации.

3. Творческие навыки. Одной логикой, как правило, кейс - ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.

4. Коммуникативные навыки. Среди них можно выделить такие как: умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие медиа-средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.

5. Социальные навыки. В ходе обсуждения кейса вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д.

6. Самоанализ. Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирования социальных навыков их решения.

Некоторые ученые считают, что кэйсы бывают «мертвые» и «живые». К «мертвым» кэйсам можно отнести кэйсы, в которых содержится вся необходимая для анализа информация. Чтобы «оживить» кэйс, необходимо построить его так, чтобы спровоцировать учащихся на поиск дополнительной информации для анализа. Это позволяет кэйсу развиваться и оставаться актуальным длительное время.

Источники кейсов:

    Художественная и публицистическая литература, которая может подсказывать идеи, а в ряде случаев определять сюжетную канву кейсов по гуманитарным дисциплинам. Фрагменты из публицистики, включение в кейс оперативной информации из СМИ значительно актуализирует кейс, повышает к нему интерес со стороны учеников.

    Использование «местного» материала, как источника формирования кейсов. Имеется в виду, что кейсы, по возможности, должны освещать опыт самих учащихся.

    Научность и строгость кейсу придают статистические материалы.

    Добротные материалы к кейсу можно получить посредством анализа научных статей, монографий и научных отчетов, посвященных той или иной проблеме.

    Неисчерпаемым источником материала для кейсов является Интернет с его ресурсами. Этот источник отличается значительной масштабностью, гибкостью и оперативностью.

При решении общей проблемы на уроках русского языка и литературы полезной оказывается совместная деятельность, которая позволяют всем учащимся полностью осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное – научиться работать совместно и самостоятельно.

Кейс-технология применима в преподавании любых предметов, если основные задачи, поставленные на уроке - это обучение навыкам критического мышления, принятия решений независимого характера. Самыми удобными для использования кейс-технологии являются уроки русского языка и литературы, поскольку именно на этих уроках при работе с текстом мы подводим детей к той или иной мысли.

Выделяют основные этапы создания кейса:

    Определение целей.

    Подбор необходимых источников.

    Подбор и подготовка материалов для кейса.

Примерами кейсов могут быть сборники практических задач, сборники деловых игр, диски с презентациями уроков и прочее.

Главное отличие кейса от задачи: задача имеет решение и путь к нему, даже если и не один. Кейсы имеют много решений, приводящих к раскрытию той или иной проблемы.

К кейс - методам, активизирующим учебный процесс, относятся:

    · метод инцидентов, когда обучающийся сам должен отыскать недостающую информацию;

    · метод разбора деловой корреспонденции;

    · игровое проектирование;

    · ситуационно-ролевая игра;

    · метод дискуссий;

    · кейс - стади или метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационных задач и упражнений).

Ситуационные задачи (или кейсы) – задачи, позволяющие ученику осваивать познавательные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка. Эта задача носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для её решения требуется конкретное предметное знание. Часто для её решения необходимы знания нескольких предметов. Обязательным элементом задачи является проблемный вопрос. Только сформулировать его надо так, чтобы ученику захотелось найти ответ.

При решении ситуационной задачи учитель и ученики преследуют две разные цели: для ученика – найти решение, соответствующее данной ситуации, для учителя - освоение учащимися способа деятельности и осознание его сущности.

Модель ситуационной задачи выглядит так:

Название задачи.

Личностно значимый для учащегося познавательный вопрос.

Информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде (текст, таблица, график, статистические данные и др.)

Задания на работу с данной информацией.

Как же реализуется на занятиях кейс-метод? Итак, урок литературы по творчеству М.Ю.Лермонтова. Роман «Герой нашего времени».

Кейс-задание:

Является ли Лермонтов прообразом своего героя?

Учащиеся, работая с текстом – биографией и текстом произведения, должны привести свои доказательства и сделать вывод.

При изучении повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

1 Кейс-задача:

Определи основную причину развязки событий. Есть ли это результат рокового стечения обстоятельств или финал закономерен?

2 Кейс-задача:

Предложите свой вариант решения подобной проблемы взаимоотношений между главными героями в современном мире.

3 Кейс-задача:

Представьте, вы - редакторы издательства конца XVIII столетия. Вам необходимо отредактировать произведение с точки зрения эстетики классицизма. Что бы вам пришлось изменить в произведении?

Прием кейса на уроке русского языка.

Самое гордое слово в русском языке.

Русский язык, как и все другие языки, устроен расчетливо и экономно.

Каждое слово может иметь десятки значений. Каждый речевой оборот может обрастать ворохом смыслов. На каждом корне вырастает целый куст слов. А каждая приставка или суффикс дают десятки и сотни новых слов на этом самом корне.

Но есть в русском один очень хитрый суффикс: - иссимус

Конечно, это суффикс "приезжий", не коренной. Однако в русском языке много прижившихся суффиксов-эммигрантов. Все находят здесь пристанище, "женятся" на русских корнях, дружат с русскими приставками.

А вот "- иссимус" не такой. Совсем не такой. В русском языке с ним создано только одно слово. Всего одно. Других нет.

1. Угадайте что это за слово.

2. Дайте определение этого суффикса, что за смысл он дает слову?

3. Создайте несколько новых еще не существующих в русском языке слов с этим интересным суффиксом. Можно даже сочинить мини-рассказик.

Метод разбора деловой корреспонденции можно рассмотреть на примере кейса по теме «Эпистолярный жанр. Составление делового письма».

Задание: разобрать почту руководителя (пригласительные, просительные, благодарственные, поздравительные, сочувственные, рекомендательные письма), принять по ним необходимые решения, поставить резолюции. Кроме того, нужно составить определенное мнение о ситуации на предприятии. Итоговая часть урока проводится в виде дискуссии с разбором действий игроков и их представления о ситуации на предприятии.

Одним из вариантов метода разбора деловой корреспонденции является так называемая мусорная корзина. При реализации этого метода участникам игры предлагается к рассмотрению набор отдельных строк из документов, частично имитирующих результат работы бумагорезательной машины по уничтожению документов. Необходимо составить из разрезанных частей правила, тематические тексты. При изучении пословиц предлагаю раздаточный материал в виде разрозненных частей, из которых необходимо составить законченное по смыслу высказывание.

Кейсы могут быть представлены в различной форме: от нескольких предложений до множества страниц. Однако следует иметь в виду, что большие кейсы вызывают у обучающихся некоторые затруднения по сравнению с малыми, особенно при работе впервые.

Наиболее простой вариант кейса – учащимся дается некий отрывок текста, несущего в себе нравственную проблематику, и предлагается придумать, предугадать, как будут развиваться события дальше. Например, рассказ Льва Толстого «После бала» или отрывок из произведения того же писателя «Детство», где основой анализа может стать поступок мальчика, имеющего очень чуткую, «жалостливую» натуру, тем не менее, поддаётся всеобщему негативному порыву и вместе со своими товарищами издевается над другим мальчиком.

Кейс-задание:

Возможно ли было поступить по-другому, и к каким бы последствиям это привело?

После обсуждения, которое обычно получается бурным, участники дискуссии получают концовку текста писателя, чтобы соотнести собственные ощущения, предчувствия с авторским восприятием. Как правило, споры продолжаются и после этого. Единственный недостаток подобного вида творческой работы – анализу подлежат только короткие произведения, либо отрывки из романов и повестей.

В целом же художественные произведения русской литературы полностью подходят для изучения их с помощью кейс-технологии, так как их идейным содержанием является не внешняя составляющая, а глубокий внутренний мир героев, их искания, морально-этическая подоплека поступков, в основе которых лежит главная отличительная черта русского литературного творчества – гуманизм.

Кейс-метод помогает придать новое свежее звучание, казалось бы, давно избитым и наскучившим проблемным вопросам: «мне нравится (не нравится) Наташа Ростова»; «Евгений Онегин – посредственность или личность»; «Печорин – злодей или несчастный человек»; «Базаров – глупый умник» и так далее.

На уроках литературы используются кейсы различной степени сложности.

Первая степень предполагает наличие практической ситуации и ее решения. Учащимся предлагается определить, подходит ли решение для данной ситуации и возможно ли иное решение. Например, согласны ли вы с утверждением критика Николая Добролюбова, назвавшего Катерину «лучом света в темном царстве»? Согласны ли вы со словами Александра Сергеевича Грибоедова о том, что в его комедии «Горе от ума» «25 глупцов на одного здравомыслящего человека»? Согласны ли вы с утверждением, что Владимир Дубровский «благородный разбойник»?

Вторая степень сложности: существует некая практическая ситуация – необходимо найти ее решение. Например, «чем обусловлена тема «лишнего человека» в русской литературе начала ХІХ века»? Или «чем обусловлено появление «маленького человека» в русской литературе ХІХ века»?

Третья степень сложности: есть практическая ситуация – необходимо определить проблему и найти пути решения. Например, при работе над пьесой А.Н.Островского «Гроза» предлагается определить главную тему, проблему произведения. Решить данный кейс предлагается учащимся после самостоятельного прочтения произведения, работы с дополнительной литературой. Как правило, большинство учащихся главным в произведении видят несчастную судьбу женщины, гораздо меньшее число детей главной темой произведения видят социальные проблемы и устрой общества, проблему несходства характеров членов семьи и т.д. Решений может быть множество и все варианты имеют право на существование, доказательство и обсуждение.

Пример урока литературы в кейс – технологии.

Тема: Н.А.Некрасов –поэт и гражданин

Цели урока: Изучить ведущую тему творчества Н.Некрасова. Познакомить с интерпретацией темы поэта и поэзии в творчестве Н.Некрасова.

Форма кейса, используемого на уроке: первооткрывательские, неструктурированные кейсы

Этап урока

Используемый

метод

этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Постановка проблемы

Создание проблемной ситуации

Характеристика эпохи 40-60-х годов 19века. В 40-50-х годах ярко заявляет о себе поэтическое творчество А.А. Фета, Ф.И. Тютчева как своеобразная реакция на демократические ориентации, которые шли от Некрасова и Белинского. Оба поэта - Фет и Тютчев - были вне укреплявшегося направления в литературе, закладывали ее новую родословную. Их начинания были подхвачены А.Н. Майковым, Я.П. Полонским, А.К. Толстым. Поэты этой группы искренне полагали, что поэзия должна говорить о вечном свободно, без принуждения. Никакой теории над собой они не признавали. Кто из русских поэтов говорил о назначении поэта и поэзии?

Анализ стихотворений А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова «Пророк», сопоставление со стихотворениями Ф.Тютчева и А.Фета, выводы о разнице взглядов.

Актуализация знаний

Найти проблему и пути её решения

Н. Некрасов утверждал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Чем обусловлено обращение поэта к теме гражданственности?

Первичное целеполагание: что понадобится для ответа на вопрос? (факты биографии, стихотворения, критика) Русская поэтическая традиция создала два устойчивых образа поэта: поэт-пророк и друг-стихотворец. Н. А. Некрасов начинает с полемики с обоими образами.

Открытие новых знаний

Работа с информацией

Предостав

ление распечатанного материала для работы в группах: 1группа – Некрасов и его деятельность в «Современнике», биографические сведения

2группа – анализ стихотворений «поэт и гражданин», «Муза», «Памяти Добролюбова»,

“Блажен незлобивый поэт...”. “Элегия”

«Погружение» в тему, обработка информации

ние новых знаний

Создание творческих проектов

Распределе

ние групп

1гр.-создание презентации «Н.Некрасов-поэт и гражданин»

2гр.-создание устного выступления

3гр-сочинение – миниатюра «Письмо возмущённого читателя» и «Письмо восхищённого читателя»

Рефлексия

Создание синквейна

Шаблон синквейна воспроизводится на доске

Работа над созданием синквейнов

Работа по решению кейсов одинаково эффективна в групповой работе учащихся, в работе в парах, в индивидуальной работе. Результат решения кейсов может быть представлен в виде презентации, защиты проекта, критической справки, описательной работы, эссе.

Что дает использование кейс - технологии?

    · Доступ к базе современных учебно-методических материалов.

    · Организация гибкого учебного процесса.

    · Увеличение/сокращение затрат времени на подготовку к урокам.

    · Беспрерывное повышение квалификации.

    · Возможность реализации некоторых элементов учебного процесса во внеурочное время.

Обучающемуся:

    · Работа с дополнительными материалами.

    · Постоянный доступ к базе консультаций.

    · Возможность самому готовиться ко всем видам контроля.

    · Общение с другими учащимися в группе.

    · Освоение современных информационных технологий.

Практически любой преподаватель, который захочет внедрять кейс-технологии,сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, имея на руках учебные ситуации. Однако выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения не должен стать самоцелью: ведь каждая из названных технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейс-технологии, их подготовки и проведения.

Итак, метод кейс-стади имеет очень широкие образовательные возможности. Будучи интерактивным методом обучения, кейс-метод позволяет повысить интерес учащихся к предмету и сформировать ключевые образовательные компетенции. Многообразие результатов, возможных при использовании метода, можно разделить на две группы: учебные результаты - как результаты, связанные с освоением знаний и навыков, и образовательные результаты - как результаты, образованные самими участниками взаимодействия, реализованные личные цели обучения. Учебные результаты - это освоение новой информации, методов сбора данных, методов анализа, умение работать с текстом, а также соотнесение теоретических и практических знаний. При этом образовательные результаты - создание авторского продукта, образование и достижение личных целей, повышение уровня профессиональной компетентности, появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации и решения проблем. Наибольшего эффекта в образовательной деятельности можно достичь при системном подходе к выбору традиционных и инновационных технологий обучения, при их разумном сочетании, дополнении друг друга.

Библиографический список

    Гейхман Л.К. Дистанционное образование в свете интерактивного подхода / Л.К. Гейхман // Матер. II Международ. Науч.- практ. Конф. (Пермь, 6-8 февраля 2007 г.). - Пермь: Изд-во ПГТУ, 2006. - С.25-32.

    Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). [Электронный ресурс] / Доступ: http://www.casemethod.ru

    Смолянинова О.Г. Дидактические возможности метода case-study в обучении студентов. [Электронный ресурс] / Доступ: http://www.lan.krasu.ru